patricus (patricus) wrote,
patricus
patricus

Categories:
Решил завести себе какую-нибудь порочащую страсть. То есть всякого такого порочащего в моей биографии и так выше крыши (взять хотя бы этот жж!), но вот чего-то такого, чтобы можно было в этом как бы между делом признаться полу-незнакомым людям, вроде как до сих пор и не было. Либо что-то такое, что уже совсем ни в какие ворота - лишний раз подумаешь, стоит ли близким друзьям о таком говорить (ну, например, курение конопли в студенческом возрасте: раза три всего и без какого-либо видимого эффекта, но все же... были среди моих знакомых такие, которые после такого признания со мной бы даже разговаривать перестали, я уж молчу о своих любовных причудах). Либо такое, что и признаваться в этом смешно, вроде любви к средневековым грамоткам и нелюбви к рукописям, созданным позже 15 века.. А хочется как раз чего-то такого, чтобы гипотетические ученики шептались по углам за твоей спиной: "А вы знаете, что Патрик, оказывается, на самом-то деле..." Причем хотеться чего-то такого мне начало совсем недавно. Старею, видимо...

Раньше-то я таким пуристом был, что аж самому тошно было. Помню, Ясра надо мной все смеялась: "Патрик - ханжа! Он когда, вместо Джойса, Павича и Маркеса, читает  в метро фэнтези, то всегда заворачивает книжку в газетку, чтобы никто не видел." - "И никакую не фэнтези!... - оправдываясь, кричал я. - А всего лишь Михаила Успенского!.. Это почти, можно сказать, интеллектуальное чтиво!.. К тому же всего один раз-то и читал!..." Или вот сестра однажды застала меня за тем, как я втайне ото всех слушал ее кассету "Prodigy". Ночью, стащил кассету, пришпандорил к магнитофону ее же наушники. В общем, все учел, кроме своей неопытности в деле обращения с техникой: штекер от наушников вставил в гнездо не до конца, и сестра пришла на звуки, доносящиеся из моей комнаты. Очень долго смеялась!...

На этом собственном фоне меня всегда восхищали люди, запросто признающиеся в чем-то таком, что в нашей гнилой академической среде надо хранить в строжайшем секрете.  Помню, как редактор однажды вырвал у С.Н. признание в том, что тот читает детективы, вроде Донцовой или Марининой. Я аж обмер тогда. В жж написал об этом, друзьям растрепал, но вслух на работе никому так и  не решился рассказать. Или вот родная начальница однажды сказала, что читает Хмелевскую: "Ну, кто-то пьет, кто-то ширяется, так что у меня еще не самый худший наркотик". И еще она открыто хранит некоторые глянцевые журналы вроде "Каравана истории" прямо на рабочем месте. Сколько раз бывало, что привожу какого-то условно серьезного человека в хранилище, расчищаю ее стол, чтобы картон с каким-нибудь XIII веком поставить, а сам внутренне переживаю, что вот сейчас из какой-нибудь кипы рабочей документации как выпадет на стол каталог "Avon"... И что я тогда скажу в наше оправдание?... Ну, в общем, далеко мне всегда было всегда до такой степени внутренней свободы. И тут на тебе!... взял да и сказал студентам, что смотрел "Наруто". Это когда самая правильная студентка проговорилась, что у нее на школьном латинском словаре была наклейка с Нарутой. Проговорилась и тут же осеклась, мол, глядите, какие казусы случаются, когда детей в 12 лет обучают латыни. Но стоило мне рассказать, как мы с моим 52-летним Е. смотрели однажды полночи некий сериал из жизни ОЯШей, как тут же всякое смущение пропало и выяснилось, что аниме для моих семинаристов по-прежнему актуально. Ну, вот раз у меня хватило духу признаться в этом студенткам, признаюсь и вам. Заодно - для памяти - кину тут списочек того, что понравилось или запомнилось. На самом деле, просмотрено за последние три месяца гораздо больше, но как и везде, процент действительно стоящего, где-то около трети... Жду не дождусь, когда же мне, как всякому труъ отаку, начнут сниться сны с субтитрами.

Собственно, первый сериал, который я посмотрел полностью - и тоже не без подачи сестры, еще когда он только вышел в 2011 г. -  "Ouran High School Host Club". Ну, тут и так, думаю, понятно, чем оно меня зацепило. Жаль, но, кажется, это лучшая гендерная интрига в жанре аниме. Ничего подобного так и не смог найти...

Разве что вот есть еще такая прекрасная корейская дорама "Скандал в Сонгюнгване". Давайте, чтобы уж два раз не вставать, я тоже про нее тут скажу пару слов. Раз уж я живу со специалистом по ориентализму, сделаю такой ориенталистский пост.

Девочка учится в университете под видом мальчика. Только университет XVIII века и раскрытие тайны карается смертью. Очень классно показано, как парни, еще не догадываясь, что находятся в присутствии девицы, начинают на нее реагировать и как это влияет на отношения между ними. Отдельно - как в этом фильме показан процесс обучения и то, что книги, библиотека, чтение и письмо - не только интеллектуальное, но и чувственное пространство. Да-да, там так один герой и говорит про переписку учебника: "Очень эротично!". Постмодерничность особенно проявляется в том, что это еще и ирония над жанром школьной и университетской романтики: сдача экзаменов, спортивные состязания с "телетрансляцией", интриги со студсоветом. Очень смешно обыгрывается современная техника в до-техническую эпоху: "фотографии", нарисованные от руки, наручные солнечные часы вместо секундомера, ручной деревянный подъемник,  вместо лифта, в котором по законам жанра должен произойти первый поцелуй... Семейка главных героев в конце - просто откровенный  стеб над современными "типичными" профессорскими семьями и темой женской эмансипации. И да - там целых две реальные исторические личности, над которыми создатели сериала тоже прикалываются, одновременно выражая им свое восхищение: император и профессор Чан, один из реформаторов конфуцианства.
Причем ощущение, что играют откровенный карнавал, но все это - с предельной серьезностью в отношении чувств и проблем нравственного выбора. Более того, эта сознательная и ироничная бутафория как раз и высвечивает всю серьезность таких моментов. Местами я там просто рыдал, настолько переживал за главного героя, а в нескольких местах мне было откровенно страшно особенно в сцене товарищеского суда по поводу обвинений в мужеложстве. Отдельно надо сказать о том, как в этом фильме однозначно трактуется любовь. Не важно, между кем и кем, о романтическом чувстве идет речь, о дружбе или о любви родителей к детям, и не важно, разделенное это чувство или безответное - в любом случае это абсолютное принятие любимого человека и его выбора. То есть вот все - страшные (реально страшные из-за объема власти) амбициозные папаши, жестокий антагонист главного героя (реально жестокий), глупая девочка, на первый взгляд,  нужная по сюжету только в качестве помехи главным героям - все они любят и какие бы чувства они ни испытывали (испепеляющую заботу, жажду обладания предметом страсти и подчинения своей воли, желание быть рядом с любимым человеком и исполнять все его желания), каким бы характером они ни обладали, ты понимаешь, что это настоящая любовь, потому что в конечном счете, они оказываются способны отказаться от самих себя ради любимого человека. И еще, что меня особенно расположило в отношении этого фильма, это то, что у этого сериала оказались очень вдумчивые вы высоконравстенные фанатки. К сожалению, не могу найти сейчас ссылку на это обсуждение вконтакте, но там было что-то потрясающее. Девушки, любительницы творчества эстраного певца, который исполнил главную роль, обсуждали серии по мере их появления: "вот такой-то персонаж мне нравится, потому что он умный, решительный, и с чувством долга, хотя он тут явно и не положительный герой" или "вот этот мне не нравится совсем, хотя он и симпатичный, и отчаянный, но уж очень он неправильно к своему отцу относится, ненавижу, когда к родителям не испытывают уважения." или "очень переживаю за эту героиню (вот ту - которая глупая соперница и главная помеха), она так преданно любит главного героя, так заботится о его репутации, так серьезно к нему относится, хотя и понятно, что по сюжету ничего хорошего ей не светит"... В общем я влюбился не только в сам фильм, но еще и в его фанаток! Все же такое обсуждение редко встретишь сейчас, в эпоху копи-паста, даже в отношении серьезных произведений: кругом  по большей части - одни перепосты безграмотных и поверхностных аннотаций из википедии и с обложек...Посмотрите - не пожалеете. Сказка того стоит!..

Ну, да ладно, я же про аниме тут начал... Все же японские мультики и корейские фильмы - слишком разные. Общего много, но только на первый взгляд, и сравнение - не в пользу японцев. И уж совсем - не в пользу европейцев и американцев. Отдельный вопрос - чем дольше смотрю обычное аниме, тем больше не понимаю, за что народ так любит Миядзаки... Покуда я смотрю безнравственные японские мультики, Е. смотрит высокоморальные южнокорейские боевики. Это у нас такой способ ухода в запой, когда слишком долго и много работаешь или, наоборот, слишком долго отдыхаешь. Периодически каждый из нас заглядывает к другому и либо в ужасе восклицает "Как ты можешь такое смотреть!", либо тут же залипает у экрана. Причем это "либо" никак не связано с художественной ценностью просматриваемого, а скорее с занятиями залипающего.

Японское общество сквозь призму этой массовой видеопродукции предстает довольно больным и закомплексованным  (в чем-то вроде нашего, а в чем-то даже похлеще), а вот южные корейцы - прямо-таки образец здорового отношения к жизни. У японцев даже в рассказе про самые романтические отношения непременно будет так или иначе затронута тема насилия - пусть даже чисто эмоционального - по отношению к женскому или воспроизводящему женскую гендерную модель персонажу. Причем в таком разрезе, как будто никакая любовь невозможна без пробуждения собственнических инстинктов, без доминирования и подчинения. Как они всюду целуются с заламыванием рук, так это - просто туши свет!
У корейцев же даже в самой кровавой истории с горами трупов и морями крови будет внятно показано, что любое насилие - всегда зло и всегда - тупик. И в любом случае  герой, какой бы он симпатичны ни был, если он встает на путь насилия и беззакония, будет в финале жестоко наказан. А полицейские, какими бы прогнившими и коррумпированными они ни были, как служители закона по сравнению с обычными преступниками все равно будут показаны как зло относительное, как такой тупик, из которого все же есть выход. И это в самом жанровом, самом массовом направлении киноиндустрии! В общем, прусь я с Южной Кореи и ее кинематографа потихонечку... Но вернемся все же к аниме, в конце концов, я про свои пагубные страсти взялся тут рассказывать, а не вкусы и моральный облик моего супруга рекламировать:

"Принцесса-медуза" - про девические комплексы для взрослых тетенек, очень трогательно и серьезно, можно в качестве отдельного социологического исследования смотреть. Еще хороший фильм о девических комплексах - это "Президент студсовета - горничная" (из нее-то мы как раз и смотрели несколько серий вместе с Е. Такой бурной эмоциональной реакции на происходящее даже я от него не ожидал; наверное, я на его высокоморальные корейские боевики так же реагирую: "Ой!... Ах!... Что же теперь будет?...Так его ж убьют!.. " Ну, если вы когда-нибудь видели Патрика за просмотром советских  фильмов для детей, то вот это примерно оно и есть). Ну, и продолжающаяся "Золотая пора" -  она и про мальчиков, и про девочек. Каждую неделю смотрю по серии, и до сих пор не знаю, с кем в результате главный герой останется - с бывшей любовью или с нынешней своей девушкой. Там и развитие характеров, и этапы взросления очень классно показаны, и синтоистский психоанализ: когда прошлое решает из обиды на настоящее стать демоном и портить настоящему жизнь. Еще прикольный фильм -  "Секретная лисья служба". Там героиня очень здорово рефлексирует по поводу зарождающегося чувства и своей ответственности за того, в кого она влюбилась. А еще там одна детского вида девочка с хвостиками и большим глазами - воплощение демона голодной смерти - когда начинает нервничать, превращается в огромного фиолетового скелета, и чуть не до смерти пугает маньяка, произнося детским обиженным голоском "Не надо меня трогать!"
"Самая лучшая в мире первая любовь" -  тоже жаль, что ничего подобного больше, кажется, пока нет (разве что только отдельные эпизоды "Чистой романтики", которую почему-то все любят больше). Тоже в некотором роде социологическое исследование гендерных стереотипов (мальчики или их аналог в яое и сёнен-айе как раз для того и нужны, чтобы представлять "женское" в чистом виде - вне женского тела). Ну, и дивная атмосфера редакции по изданию манги, кроме всего прочего.

Пресловутый "Клин любви" (Ai no kusabi) - смотреть нужно первый фильм 1994 года и недоделанный ремейк 2012 г. Именно для того, чтобы сравнить разные стадии развития масскультуры и увидеть, насколько изменился за одно десятилетие наш мир и его представление о самом себе. Поскольку  произведения в жанре антиутопии для того и создаются, чтобы подсовывать миру кривоватое зеркало, которое не столько искажает картину мира, сколько делает акцент на присутствующих в ней искажениях.  Из того, что в глаза особенно бросилось, помимо того, что в ремейке порнографический элемент был серьезно усилен (что уже само по себе показательно): 1) безродные крысы - обитатели трущоб образца 90-х показаны такими мужестенными романтиками, вроде "Безумного Макса", да еще и потенциальными революционерами, такими борцами с системой, которым пока просто не везет; в 2012 г. - это такая шайка подростков, которым просто нечем заняться, которые никому не нужны и тупо маются от скуки, единственное их будущее - сломать себе шею, спиться или сколоться. 2) высший свет образца 2012 года показан абсолютно недостижимым: гигантские пространства дворцов и многокилометровые  полосы отчуждения между миром элиты и миром трущоб, запредельная высота небоскребов, сложная пропускная система с различными видами слежения и дистанционного управления; в антиутопии середины 1990-х парень с улицы мог войти в здание, на верхнем этаже которого веселились сливки общества, и потребовать встречи с премьер-министром, а еще премьер мог запросто, без охраны и нареканий со стороны коллег, зайти в гости к своему возлюбленному в его квартирку в трущобах. Плохо в нашем сегодняшнем мире с демократией, оказывается...

"Багровые осколки" - очень красивая рисовка, без всех этих условных выражений эмоций в виде безротого лица, крестиков и синих капелек (то есть в скрытом виде это, конечно, тоже присутствует, но совсем неявно). И тоже очень жаль, что так пока и не смог найти ничего похожего. Такое бы "кино" я бы, кажется, мог смотреть бесконечно, вне зависимости от жанра и сюжета. Странно, что эта вещь мало кому нравится. Очень красивые цветы, листья, пейзажи. Лица и пластика у всех парней разные, у девчонки выражение лица постоянно меняется в зависимости от ситуации. Ракурсы разные, прям так и хочется похвалить "операторскую работу". И вообще ощущение такое, что фильм смотришь, только все рисованное. А еще они там в конце каждой серии после финальных субтитров по очереди, "глядя в камеру", в любви потенциальной зрительнице признаются. Это вообще - просто осиновый кол прямо в сердце!

А про "Loveless" я лучше ничего не буду сам писать, а воспроизведу некую рецензию премудрой девы по имени Paya, под каждым словом которой готов подписаться, и даже немного жалею, что не я первый это написал (хотя я бы так и не смог).  Опять-таки, если у сериала есть  такие фанаты, это уже само по себе о многом говорит.

Странное произведение, сумбурное, недающееся, вызывающее. Не знаю, как еще сказать. Оно пестро, как пресловутая бабочка, оно режет глаз. В нем раздражает все вроде бы неизвестно зачем придуманное: ушки и хвосты, изогнутые очочки и меховые пальто, садисты и цепи, зеленые и сиреневые волосы и словесные перепалки, тупиковые сюжетные линии и вызываемые ими вопросы, малолетние бойцы и сами по себе слова "инициация боевой системы" на серьезной ноте. А если только вы попробуете узнать хоть что-нибудь еще, то никак не минуете картинки Рицки в розовых ботфортах, и она тоже будет вас раздражать нещадно, как и остальной сопутствующий арт, и вообще весь яойный элемент, которым создатели этого фильма настойчиво тычут зрителю в лицо, как красной тряпкой. Зачем? К чему так услужливо предлагать столько сочных тем: хотите баталии и тайные организации, хотите школа, хотите девочка с 4-м размером груди, хотите психоанализ или вызов общественной морали... Кто может этим обмануться, если до конца рассказано только об одном?

И, несмотря на все прочее, рассказано так полно и так пронзительно, что хочется заплакать. Кто может обмануться, если каждая часть заканчивается так, будто заполняется печалью, заливается до краев, и от этого содрогается сердце? Впервые я смотрела финальные титры каждый раз до последнего замирающего звука. И каждый раз мне казалось, что не перед ними, а только в этих нескольких секундах весь смысл увиденного. В них же и вся горечь, в этих двух протянутых руках, которые так и не сжимают друг друга, в этих двух взглядах, которые все-таки не встречаются.

Меня, наверное, не так уж сильно удивляет упомянутая бутафория, ведь в этом фильме все не то, чем кажется. Тот, кого зовут Нелюбимым, любим многими, а тот, на ком вечное клеймо Возлюбленого, знает лишь как терпеть истязания. Жертвы управляют сильными, а сильные оказываются уязвимее тех, кого защищают... И любовь - не влюбленность, а чувство, превосходящее ее.

Парадокс, что об этом рассказывается в фильме, в котором присутствует столько всего, совершенно к данной теме не относящегося. Даже более того, совмещающем в себе именно все то, что вы бы в первую очередь не стали использовать, возникни перед вами задача рассказать об истинной любви. И тем не менее. Я и сама улыбаюсь, но это так. В нем как и в жизни, где все перемешано, и где есть место самому несуразному, стремление любить и быть любимым все еще важнее всего.

В этом и ответ на многочисленные вопросы, которые вызывает эта история. Что стало со всеми второстепенными персонажами и кто такие половина из них, кто же боец Рицки, что это за Семь Лун, для чего Сеймей приставил Соби к брату, что вообще ради бога происходит, и почему ни одна сюжетная линия, начавшись, не получает развития? Ответ прост. Все эти сюжетные линии обрываются потому, что история окончена. "Другие неважны" - так ведь Соби говорит. Все это было лишь для того, чтобы они встретились: маленький мальчик, который никого не любил, и измученный и тоже вобщем-то маленький мальчик, которого не любили.

Рицка не верил словам, и вот впервые нашелся человек, который ничего не говорил напрасно. Соби привык исполнять приказы, и вот впервые нашелся человек, который, получив неограниченную власть, не захотел ее использовать, который не захотел причинить боли, и чьи приказы были: "Не заболей", "Не простудись", "Не сражайся один". Рицка узнал, что есть кто-то, кто готов отдать за него жизнь, даже несмотря на то, что у него совсем не то имя, что у брата, отдать не за любовь, за "Без любви". А Соби узнал, что есть кто-то, кому нужен не боец, отзывающийся на вырезанное на шее название, а тот, кто поднимает трубку, когда мобильник набирает самое обычное имя из телефонной книжки. И пусть это просто сотовый, а не эфемерная связь бойца и жертвы, каждый раз бабочки на его светящемся экране отражаются в глазах любящего.

Прекрасен рассказ о том, как рождается их привязанность, как создаются узы крепче назначенных именами. Да, именно рождается, потому что ни в одном из их поцелуев не было любви, они были лишь "все для фронта, все для победы". И только в конце, когда Соби протянул руку - та единственная ласка, не нужная для дела, но отчаянная, со слезами идущая от сердца, которая определяет их единственную связь. Не поцелуй, нет, они взялись за руки! И это был не подчиненный жест бойца, пытающегося воспитать себе идеального тирана. Это был обычный жест взрослого, ловящего руку идущего рядом ребенка, маленького, но самого важного человека. И как тут ни крути, это история не о любви мужчины и женщины или любой другой чувственной любви, и даже не о "возлюби ближнего своего" и не о любви человека к человеку. Она всегда о чем-то большем, но все еще хрупком, эта прекрасная, трагичная, гениальная картина про двух изломанных мальчиков, которые против кого бы ни выступали, всегда выступают против судьбы.

Не знаю, вероятно, Кога Юн писала свою историю и о Семи Лунах, и о бойцах, и о майках до пупка, и мы, конечно же, когда-нибудь узнаем, чем разрешаются все эти волнующие интриги. Но этот фильм - пусть он завершается так. Оставленным на полуслове. Забавно звучит, но он совершенен в своей незаконченности. Ведь и герои его неслучайно "без" - неполные: недолюбленные, недопонятые, ненужные. Что может быть дальше? Нет, не так. Что может быть больше, чем то, что они обрели? История остается недосказанной, и мне нравится думать, что тому, что в ней родилось, действительно нет конца.

ПС. Хочется сказать отдельное спасибо девушке Luna за то, что она написала и сделала возможным то, что он случайно попался мне на глаза, перевод финальной песни к этому фильму. Я искренне считаю, что эти несколько строк стоят всего моего многословного отзыва.

Subscribe

  • про эмоциональное выгорание

    Волшебная Мария Сабунаева рассказывает про то, какое ежедневное, если не сказать ежечасное фоновое воздействие оказывает на человеческую психику опыт…

  • Разумеется, рукописи...

    VK принес между тем еще одну подлинную историческую иллюстрацию - одновременно к моей мистификации и к моему же сновидению по ее мотивам!.. А вы…

  • приметы времени

    Только сегодня узнал от Леи, что "Символическая история" Пастуро не только переведена, но и выложенна для скачивания на торренте.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

  • про эмоциональное выгорание

    Волшебная Мария Сабунаева рассказывает про то, какое ежедневное, если не сказать ежечасное фоновое воздействие оказывает на человеческую психику опыт…

  • Разумеется, рукописи...

    VK принес между тем еще одну подлинную историческую иллюстрацию - одновременно к моей мистификации и к моему же сновидению по ее мотивам!.. А вы…

  • приметы времени

    Только сегодня узнал от Леи, что "Символическая история" Пастуро не только переведена, но и выложенна для скачивания на торренте.…